ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 26RS0002-01-2025-001519-71 |
Дата поступления | 18.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя → прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя |
Судья | Суржа Николай Владимирович |
Дата рассмотрения | 23.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 18.02.2025 | 12:31 | 18.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 18.02.2025 | 15:24 | 18.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 20.02.2025 | 08:30 | Административное исковое заявление принято к производству | 20.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 20.02.2025 | 08:31 | 20.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 20.02.2025 | 08:32 | 20.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 18.03.2025 | 09:15 | № 43 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 20.02.2025 | |||
Судебное заседание | 23.04.2025 | 11:30 | № 43 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 18.03.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 06.05.2025 | 10:34 | 05.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 07.05.2025 | 09:42 | 07.05.2025 | ||||||
Дело оформлено | 07.05.2025 | 09:42 | 07.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГМУ ФССП России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Министерство имущественных отношений Ставропольского края | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Полюхов Д.А. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | СОСП по Ставропольскому краю ГМУ ФССП России |
Дело <номер обезличен>а-1255/2025
УИД 26RS0<номер обезличен>-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2025 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи Суржа Н.В.,
при секретаре Юлубаевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к специализированному отделению судебных приставов по <адрес обезличен> ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
министерство имущественных отношений <адрес обезличен> обратилось в суд с иском к специализированному отделению судебных приставов по <адрес обезличен> ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что министерство имущественных отношений <адрес обезличен> (далее - минимущество края) является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве является предоставление Полюхову Д.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> вынесено постановление о взыскании с <адрес обезличен> исполнительского сбора.
Правовые и организационные основы предоставления государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма помещений, либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
На территории <адрес обезличен> порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам специализированного найма регламентирован <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон <номер обезличен>-кз).
Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений для данной категории граждан утвержден постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>».
Местом жительства Полюхова Д.А. является <адрес обезличен> края, однако в настоящее время в границах указанного муниципалитета свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют. Вместе с тем, минимуществом края с ООО «Специализированный застройщик «Курортный» заключены государственные контракты от <дата обезличена> <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен>, № <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен> на приобретение 42 жилых помещений в строящемся жилом доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, жилой комплекс «Курортный», тип 1, корпус 3. Передача застройщиком жилых помещений минимуществу края ожидается в 2025-2026 годах.
Ежегодно минимуществом края ведется непрерывная работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
При этом, при заключении контрактов на приобретение жилых помещении или на участие в долевом строительстве, минимущество края ограничено нормами федерального законодательства, а именно Федерального закона № 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключения контрактов на приобретение жилых помещений и на участие в долевом строительстве только путем проведения конкурентных процедур, что существенно усложняет и увеличивает срок мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот.
Конкурентные процедуры представляют собой совокупность действий министерства имущественных отношений <адрес обезличен> как заказчика с целью последующего заключения государственного контракта на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей либо участия в долевом строительстве таких жилых помещений.
Кроме того, в случае если электронный аукцион признан несостоявшимся (не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе или в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем) заказчик осуществляет новую закупку в соответствии с требованиями, определенными Законом № 44-ФЗ, тем самым повторно выполняя соответствующие закупочные процедуры.
Иных способов обеспечения лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что является для министерства имущественных отношений <адрес обезличен> обстоятельствами непреодолимой силы.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и в срок.
Представители административного ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного заседания суду не представили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ <номер обезличен>).
В соответствии со ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата обезличена> <номер обезличен>-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что министерство имущественных отношений <адрес обезличен> является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве является предоставление Полюхову Д.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Юневым К.С. вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений <адрес обезличен> исполнительского сбора от <дата обезличена> <номер обезличен>.
Местом жительства Полюхова Д.А. является <адрес обезличен> края, однако в настоящее время в границах указанного муниципалитета свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с пп. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 Гражданского кодекса РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Правовые и организационные основы предоставления государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма помещений, либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
На территории <адрес обезличен> порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам специализированного найма регламентирован <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон <номер обезличен>-кз).
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона <номер обезличен>-кз жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен>. В случае отсутствия незаселенных жилых помещений или жилых помещений необходимой общей жилой площади по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен> им с письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе <адрес обезличен> при условии отсутствия не обеспеченных жилыми помещениями лиц данной категории, местом жительства которых является муниципальный район или городской округ <адрес обезличен>, на территории которого имеются незаселенные жилые помещения.
Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений для данной категории граждан утвержден постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>».
Принимая во внимание тот факт, что минимуществом края с ООО «Специализированный застройщик «Курортный» заключены государственные контракты от <дата обезличена> <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен>, № <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен>_102316, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен> на приобретение 42 жилых помещений в строящемся жилом доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, жилой комплекс «Курортный», тип 1, корпус 3. Передача застройщиком жилых помещений минимуществу края ожидается в 2025-2026 годах.
Исполнение требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после передачи благоустроенных жилых помещений в собственность <адрес обезличен>.
Таким образом, не предоставление жилого помещения Полюхову Д.А. в сроки, предусмотренные ч. 12 ст. 30 Федерального закона <номер обезличен>, вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения Полюхова Д.А. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> предприняты необходимые меры для исполнения решения суда.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
На основании вышеизложенного, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое требование министерства имущественных отношений <адрес обезличен> удовлетворить.
Освободить министерство имущественных отношений <адрес обезличен> (ОГРН <номер обезличен>, ИНН/КПП <номер обезличен>) от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по <адрес обезличен> главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России Юневым К.С. от <дата обезличена> <номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья Н.В. Суржа
